В целях систематизации работ по разработке и внедрению информационных систем в государственных и муниципальных органах, выявления приоритетных направлений автоматизации и исключения предоставления гражданами справок от одного государственного органа другому, государственным предприятием «Центр электронного взаимодействия "Тундук» при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики (далее – ГП «Тундук») в июне 2018 года инициирована инвентаризация запрашиваемых и предоставляемых юридическим и физическим лицам справок государственным органам. Письмо с шаблоном таблицы для заполнения направлено в государственные и муниципальные органы поручением Заместителя Руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики Э.Б. Бусурманкулова от 10 июля 2018 года № 18-2488.
31 октября 2018 года у Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова было проведено совещание с участием руководителей министерств, государственных комитетов и
административных ведомств, где было презентовано предварительное исследование справок, выдаваемых и запрашиваемых государственными органами. Данное исследование было направлено министерствам и ведомствам для внесения предложений и замечаний, а также ГП «Тундук» было поручено повторно провести инвентаризацию справок с учетом дополнительно предоставленной информации от государственных органов.
В связи с тем, что справка является бумажным носителем информации, выдаваемой одним государственным органом и доставляемой другому госоргану посредством гражданина, их анализ приведет к точному описанию информационного взаимодействия государственных органов в рамках предоставления государственных услуг.
ГП «Тундук» было проанализировано количество запрашиваемых и предоставляемых справок, а также их содержание. Было выявлено, что в одних случаях, госорганы требуют справку, которую сами же и выдают, в других случаях, чиновники, чтобы предоставить справку, требуют от гражданина принести еще ряд справок. Здесь кроются причины для коррупционных рисков и неэффективной системы взаимодействия между государством и гражданами.
При этом стоит отметить, что такие документы граждан, как паспорт, свидетельство о рождении, аттестат об образовании и т.п. по своему предназначению также являются справками, выдаваемыми государственными органами с более долгим сроком использования и защищенными от подделок.
Опросники были направлены в 54 государственных органа для заполнения. Заполненные анкеты были получены от 32 госорганов (приложение 1).
Согласно полученным ответам, 17 государственных органов не предоставляют справки (приложение 2).
3 государственных органа не предоставили никакого ответа (приложение 3).
Анализ поступивших анкет по предоставляемым справкам позволил определить количество запрашиваемых документов для получения, а также время, требуемое для предоставления справок. Кроме того, выявлен перечень документов, необходимых для получения справки и потенциально подлежащих автоматизации, чтобы упростить получение справки гражданами и облегчить процедуру обработки государственным служащим. Это позволило оценить и дать предложения по исключению затребований справок путем автоматизации и создания баз данных.
В результате исследования были получены следующие результаты:
- гражданам выдается 161 справка 32 государственными органами;
- у граждан запрашивается 187 справок 27 государственными органами;
- для получения 161 справок гражданам необходимо 517 раз предоставить различные документы;
- для получения 161 справок гражданам необходимо принести 188 документов;
- 36 выдаваемых справок возможно автоматизировать после реализации Плана внедрения первоочередных баз данных.
- 92 запрашиваемых справок возможно автоматизировать после реализации Плана внедрения первоочередных баз данных.
Благодаря сопоставлению данных о справках, которые запрашиваются государственными органами и предоставляются государственными органами, появилась возможность систематизировано определить:
- какой государственный орган должен создать какую базу данных;
- какой государственный орган должен подключиться к базе данных другого государственного органа;
- какой государственный орган какую информацию должен передавать в автоматическом режиме;
- какой государственный орган какую информацию должен получать в автоматическом режиме.
В связи с тем, что данный анализ был составлен строго согласно предоставленной информации от государственных и муниципальных органов, имеется риск того, что некоторые справки не были включены в анализ.
Вместе с тем, проведенный анализ уже позволяет определить самые востребованные отрасли автоматизации.
Итогом проведенной инвентаризации справок стала таблица («дорожная карта») взаимодействия первоочередных баз данных и государственных органов.