О нас

Государственное предприятие «Центр электронного взаимодействия «Түндүк» при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики (далее – госпредприятие, ГП «Түндүк») является уполномоченным Правительством Кыргызской Республики оператором нескольких систем государственного масштаба.

Деятельность Государственного предприятия «Центр электронного взаимодействия «Түндүк»

Целями госпредприятия «Түндүк» является обеспечение технической координации при внедрении электронного управления и электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и предприятиями, а также юридическими и физическими лицами, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном формате.

Задачами госпредприятия «Түндүк» являются:

- внедрение и эксплуатация информационно-коммуникационных технологий в государственных органах и органах местного самоуправления;

- участие в изменении процессов взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления;

- эксплуатация и администрирование системы «Түндүк», Государственного портала электронных услуг, Единой системы идентификации, Государственной системы электронных сообщений, Реестра инфраструктуры электронного управления, Реестра базовых информационных ресурсов, Национальной системы мониторинга;

- разработка и функционирование информационных систем.

Международная награда

22 мая 2019 года на ежегодной международной конференции по электронному управлению в городе Таллин ГП «Түндүк» было награждено эстонской Академией электронного управления (е-GA) почетной наградой «Партнер года 2019» за эффективное внедрение системы обмена данными «Түндүк» и продвижение электронного управления в Кыргызской Республике.
Diplom_2019_Tunduk
Diplom_2019_Tunduk

 

ГП «Түндүк» является оператором следующих информационных систем (более подробно можно посмотреть здесь):

  1. Система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк»;
  2. Каталог решений межведомственного взаимодействия;
  3. Государственный портал электронных услуг
  4. Мобильное приложение «Tunduk» Государственного портала электронных услуг
  5. Государственная система электронных сообщений
  6. Единая система идентификации
  7. Реестр инфраструктуры электронного управления и Реестр базовых информационных ресурсов
  8. Проекты по COVID-19: «Электронная заявка для получения продуктовой помощи»
  9. Проекты по COVID-19: «Электронное разрешение транспортному средству на передвижение по городу Бишкек во время чрезвычайной ситуации с 07:00 по 20:00»
  10. Проекты по COVID-19: Система для поддержки деятельности медицинских работников
  11. Национальная система мониторинга
  12. Система стратегического планирования

 

Кроме этого, специалистами ГП Тундук обеспечивается реализация и других задач.

Реинжиниринг бизнес-процессов в госорганах

Для исключения необходимости предоставления бумажных справок об отсутствии задолженностей юридических и физических лиц на Портале государственных закупок была проведена интеграция базы данных между Департаментом государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики, Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, Социальным фондом Кыргызской Республики. Это позволяет получить данные сведения в автоматическом режиме от Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики.

Реинжиниринг бизнес-процессов по выплате гражданам «балага суйунчу» для автоматизации задействованных госорганов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» и снижения количества времени по выдаче данного вида единовременной помощи. Единовременное пособие «балага суйунчу» направлено на социально-экономическую поддержку семей в ранний период развития детей. Выплаты единовременного пособия "Балага суйунчу" производятся независимо от благосостояния семьи. Его размер составляет 4000 сомов на ребенка. 

С помощью координации ГП «Түндүк» достигнута возможность обмена данными в автоматизированном формате между Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики, Министерством труда и социального развития Кыргызской Республики и коммерческими банками. В результате сокращены сроки выдачи выплаты «балага сүйүнчү» с 4 месяцев до 1-2 дней.

С 2019 года ГП "Түндүк" совместно с Социальным фондом Кыргзыской Республики, Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики, государственными предприятиями "Укук" и "Инфосистема" и Ассоциацией поставщиков (производителей и дистрибьютеров) проводят работы по упрощению процедуры и разработки единой формы предоставления отчетности для предпринимателей. В случае принятия нормативных правовых актов предприниматели будут предоставлять единую отчетность в ГНС, а Соцфонд и Нацстатком будут забирать необходимую им информацию самостоятельно через Тундук, т.е. предпринимателям не нужно будет дополнительно носить отчеты в Соцфонд или Нацстатком.

Автоматизация справок

Для того, чтобы граждане не предоставляли справки, которые государственные органы самостоятельно могут передавать друг другу, специалисты ГП «Түндүк» провели исследование по инвентаризации запрашиваемых и предоставляемых юридическим и физическим лицам справок от государственных органов.

Анализ справок позволил точно описать информационное взаимодействие государственных органов в рамках предоставления государственных услуг гражданам. Итогом проведенной инвентаризации справок стала таблица взаимодействия первоочередных баз данных и государственных органов, а также План по автоматизации справок, запрашиваемых и выдаваемых государственными органами.

 

Составление планов по разработке первоочередных баз данных в государственных госорганах 

Чтобы обмениваться информацией по системе «Түндүк» с другими государственными органами, участники должны иметь информационные системы и базы данных. Однако не во всех государственных органах имеются необходимые базы данных.

В связи с этим в июне 2018 года госпредприятием «Түндүк» была проведена аналитическая работа по определению баз данных, которые должны быть созданы в государственных органах для оказания электронных государственных услуг. В результате анализа был разработан и утвержден План разработки первоочередных баз данных.

15 августа 2018 года План разработки первоочередных баз данных был утвержден протоколом и направлен министерствам и ведомствам на исполнение.

27 мая 2019 года обновленный План разработки баз данных № 2 был утвержден  протоколом совещания у Первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики К.А. Боронова. План разработки баз данных № 2 включает дополнительные информационные системы государственных органов, которые необходимо разработать до 2020 года.

В результате проведенной работы ГП «Түндүк» были определены 125 первоочередных баз данных в 28 госорганах, которые необходимо внедрить в 2018-2020 годах.

Обучение руководителей, IT-специалистов и юристов госорганов

Специалистами госпредприятия на постоноянной основе проводятся тренинг для руководителей и технических IT-специалистов госорганов

С 2-5 октября 2018 года была проведена серия тренингов для руководителей госорганов.

С 3 по 5 октября 2018 года совместно с Академией электронного управления Эстонской Республики был проведен обучающий тренинг для IT-специалистов государственных органов «Системное администрирование компонентов системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк». Целью трехдневного тренинга было повышение квалификации IT-специалистов. Участники тренинга изучили правила установки и реализации компонентов системы «Түндүк» в информационных системах госорганов, механизмы установки сервера безопасности и его регистрацию, а также основы организации кибербезопасности в базах данных и архитектуре системы «Түндүк». По результатам тренинга участникам были выданы сертификаты.

   

- С 26 по 28 марта 2019 года были организованы информационно-ознакомительные лекции по Концепции Цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан» и Системе межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» в полномочных представительствах Правительства Кыргызской Республики в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях.

- С 23 по 25 апреля 2019 года проведен третий обучающий тренинг для IT-специалистов государственных органов «Разработка адаптеров для системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк». Целью трехдневного тренинга было повышение квалификации IT-специалистов 22 государственных органов для эффективного внедрения автоматизации в системе государственного управления.

- 6 августа 2019 года прошел семинар для руководителей государственных органов на тему: «Цифровизация Кыргызской Республики и система «Түндүк».

- В рамках Года развития регионов и цифровизации и в целях эффективного внедрения электронного управления с 20 по 23 августа 2019 года в Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской областях руководством ГКИТиС КР в лице Догоева Д.Д., руководством ГП «Түндүк» в лице Кутнаевой Н.А. и Буржуева А.Ч., а также экспертами проекта ГКИТиС «Digital CASA-КР» проведены информационно-ознакомительные лекции по Концепции цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан 2019-2023» и системе межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк».

- 4 октября 2019 года  были организованы серии тренингов для государственных служащих на тему: «Цифровизация и реинжиниринг бизнес-процессов государственных органов». Мероприятия проходили в Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республике.

   

В марте-мае и в декабре 2020 года юристы ГП «Түндүк» провели серии обучающих вебинаров для юристов госорганов «Цифровизация государственного управления и цифровое право в Кыргызской Республике». В рамках курса были рассмотрены такие вопросы как правовые основания передачи данных персонального характера третьим лицам, подготовка соглашений об уровне сервиса (SLA) по обмену данными в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк», проблемные моменты в договорах на разработку программного обеспечения и других аспектах информационного права.

В октябре-декабре 2020 года специалисты ГП «Түндүк» провели обучение 215 сотрудников сотрудников 29 государственных органов и мэрии города Бишкек по использованию модернизированного портала электронных услуг (portal.tunduk.kg). 
   
5 и 20 ноября 2020 года были проведены мероприятия по обучению 49 руководителей государственных органов и 44 сотрудников Аппарата правительства КР.